Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca —
«жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»);
существуют и другие предположения о происхождении этого слова) —
характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.
Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной
цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений:
вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских
турниров — «карусели»
(прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и
бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех»
(фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а
музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и
предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет
математическое выражение, заявляет философ Декарт.
Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово
«барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в
средневековой логике — к baroco. В Версале
появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно
математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а
деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в
униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность
образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению
реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые
ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к
автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в
инструментальной музыке).
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника.
Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о
разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о
человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя
«чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Предпосылки зарождению Барокко: В 17 в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения,
потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии
начинают хозяйничать иностранцы — Испанцы и Французы. Они диктуют
условия политики и пр. Истощенная Италия не утратила высоты своих
культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Она богата
духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым
условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим
обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том чтобы их силу и
состоятельность увидели все. Денег на постройки палаццо не было, знать
обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства.
Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке
на территории Италии возникает Барокко.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций,
«плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью
сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и
динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи [1].
Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные
сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней
античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого
лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно
выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо,
которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[2], такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени
(1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо,
так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Питер Пауль Рубенс
(1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру
Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения
в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и
Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное,
действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса
международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц
в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность,
текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются
развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620
г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора
Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный
вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л.
Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.).
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии
(тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой.
Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго-де-Компостела,
является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В
Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными
традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах.
Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и
памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют
термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому
вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец,
здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они
действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой
стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве,
примером которого является Версальский парк.
Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо.
Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а
также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был
распространен повсюду в Европе и в России.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).
В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель - Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов - перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко
|